понедельник, 5 марта 2012 г.

Как работать с документами

 Прежде,чем заказывать документы,мы должны подготовить исходную информацию об искомом человеке:  дата рождения и место рождения.

Административно-территориальное устройство России в 19 веке отличалась от настоящего. Области были губерниями, районы - уездами. Уезды были поделены на волости. С 1861 года волость - единица сословного крестьянского управления. Была упразднена в 1923-1929 годах.
Нужно иметь ввиду,что границы районов и областей в 19 - начале 20 века существенно менялись. Один и тот же населенный пункт мог принадлежать в разные временные отрезки к разным губерниям.
Чтобы выяснить принадлежность вашей деревни/села к губернии/уезду, придется почитать в интернете статьи об административном делении Российской империи, об истории образования губерний. Например в Википедии. Можно посмотреть список по губерниям и областям тут.
Еще можно скачать список населенных мест России по губерниям,например вот тут.

Итак, вы выяснили, в какой губернии, и в каком уезде была ваша деревня/село.
Теперь нужно понять, к приходу какой церкви она относилась.  Как мы знаем, в деревнях церквей не было, люди ходили в церковь в ближайшее село. Все деревни и села были поделены на приходы церквей. Это значит,что в определенную церковь ходили прихожане из конкретных деревень (правда не всегда это соблюдалось).
История показывает, что один и тот же населенный пункт в разные временные отрезки мог принадлежать к приходу разных церквей.
Выяснить эту информацию помогут опять же документы из интернета: Историко-статистическое описание церквей и приходов, монастырей N губернии.



Огромное количество генеалогической информации есть на форуме сайта ВГД.
Еще советую поискать в интернете сайты и форумы областных генеалогических сообществ. Они могут называться, например, так: История,культура и традиции Рязанского края, форум Ярославского историко-родословного общества, или форум Уральской генеалогии.

Итак, мы узнали, к приходу какой церкви относился ваш населенный пункт.

Теперь будем заказывать документы.
Вам необходимо заполнить бланк заказа на выдачу документов. В него пишут адрес документа (номер фонда, описи, дела), заголовок документа (название), количество листов.
Есть архивы, в которых вам принесут дела через полчаса-час. Во многих же архивах вас запишут в очередь. Например, очередь в настоящий момент во Владимирском архиве - месяц,в Рязанском - 5-6 месяцев. Это зависит от количества заказов и вместимости читального зала.
Документы в читальном зале будут лежать месяц, в течение которого вы будете ими пользоваться.

 Какие документы будем заказывать?
 Начнем с Метрических книг.

Метрические книги велись в каждой церкви. Книга состояла из трех частей и содержала сведения: - о рождении
                 - о браке
                 - о смерти
  В части о рождении была следующая информация: дата рождения, крещения, имя младенца, место жительства, ФИО отца, матери, их сословие, вероисповедание. ФИО, место жительства, сословие восприемников (крестных).
  В части о браке - дата венчания, ФИО, (иногда ФИО отца )сословие, место жительства, вероисповедание, возраст. ФИО, место жительства поручителей (свидетелей)
  В части о смерти - дата, ФИО, место жительства, возраст умершего, причина смерти, место погребения.
Вот пример записи о рождении в МК



Нужно помнить,что фамилии у крестьян появились лишь после отмены крепостного права. В МК до этого указывали только имя и отчество. Отчество записывали не так, как нам сейчас привычно, а с окончаниями -ов, -ин, что аналогично современным фамилиям. Например, Иван Петров - то есть Петрович. И только позднее появляются фамилии. В связи с этим, удобнее заказать сначала МК более поздних лет, начиная с 1890-х годов,где фамилии уже присутствуют.

Советую вам выписывать всех людей с искомой фамилией данного населенного пункта, а не только одного вашего предка. Скорей всего они все окажутся родственниками.
Обращайте внимание на восприемников. В восприемники брали старших детей того же дома, когда им исполнялось 14 лет. Так же часто крестными становились братья-сестры родителей младенца.
В записи о браке иногда указывали имя и отчество отца жениха и невесты, а зная отчество можно найти и метрическую запись о рождении отца, в котором будут указаны его родители и т.д. Так же указывался возраст венчающихся, по которому высчитываем год рождения и заказываем МК определенного года (если она есть).

Подготовьтесь к тому, что текст в МК плохочитаемый, почерк не всегда разборчив. Алфавит до революции был иной. Неплохо бы его до посещения архива изучить, чтобы потом не терять на расшифровку драгоценного времени.
Вообще, время в архиве летит очень быстро. По хорошему, за один день я успеваю просмотреть и сделать выписки только из одной МК, ну максимум две, если объем небольшой. Средняя МК состоит из 250 листов рукописного текста.

К сожалению, далеко не все сохранилось. Многие МК прошиты с перепутанными страницами, иногда страниц не хватает, текст прерывается, или что самое ужасное, страницы вырваны.
Многие документы в плохом физическом состоянии, а это значит, что в читальный зал они не выдаются. Это касается первых МК, датируемых серединой 19 века.
Так что, торопитесь!

Комментариев нет:

Отправить комментарий