понедельник, 19 марта 2012 г.

Шухурдино


 Мои предки по отцу, Шагины, жили в деревне с неславянским названием Шухурдино.  Что оно означает, откуда появилось - неизвестно. Ясно одно, что в названии отпечаток татарского нашествия.
  Шухурдино входило в состав Усольской вотчины  Суздальского Покровского женского монастыря и принадлежало ему вплоть до 1764 года, а затем перешло в казенное ведомство. 



Из документа "Списки населенных мест Владимирской губернии 1859 года":

стр.99 "На проселочной дороге из Коврова в село Лежнево по левую сторону от дороги Шухурдино, деревня, казенная при пруде и колодце"
В 1859 году там было 29 дворов и 229 человек жителей, в 1905 году - уже 63 двора и 344 человека, а к 1923 году  насчитывалось уже 440 человек. 

После перехода деревни из Малышевской волости, она стала входить в приход церкви Дмитрия Святого Солунского Дмитриевского погоста, что для жителей, думаю, стало гораздо удобнее, ведь Дмитриевский погост гораздо ближе, чем село Усолье. В МК церкви погоста встречаются жители деревень Абросимово и Брызгалово, которые относились к приходу Усольской церкви, но из-за близости к погосту ходили иногда молиться в него.    
В 1890 году в Шухурдино была открыта школа грамоты, в которой учили читать "по складам". В деревне была бакалейная лавка, которую держал Федор Кондратьевич Хахин. Кстати, фамилия Хахин самая распространенная и многочисленная в Шухурдино. 

 Во времена моего детства в Шухурдино прямых родственников вроде бы и не осталось. Кто-то уехал, кто-то умер. Тетя вспоминает какую-то бабку Шагину Меланью, а родственница она нам была или нет, не помнит. Мой дедушка с семьей в начале 60х перебрался в соседнюю деревню Абросимово, в которой я жила каждое лето. В Шухурдино  мы с братом и сестрой на велосипедах ездили за молоком. Деревня довольно большая, был магазин. Раньше был детский сад, в него ходила моя тетя, а затем папа. Он располагался рядом с нашим домом. В мои времена его уже не было. Как не было и нашего дома. Мне показывали место, где он стоял. Сейчас уже и не вспомню, где именно. В середине деревни по левую сторону в прогоне был пруд, небольшой, но в нем в хорошую погоду плескалось много ребятишек. 
Достопримечательностью была, пожалуй, только часовенка ближе к концу деревни. 


                                                          Фото Мазницыной О.А. 1995 год


 Признаться, я ее такой не помню, мне казалось, что она была не такая разрушенная. Нашла в интернете более поздние и жизнерадостные фотографии


                                                         Фото Иванов Ю.В. 2006 год


                                            Фото Иванов Ю.В. 2006 год


 Пятиглавая часовня редкий тип сооружения во Владимирском крае. Дважды встречается только в Камешковском районе.  
В детстве я не обращала внимание, какие красивые в Шухурдино наличники на окнах. Посмотрите, какое чудо!


                                            



                                           Последние 4 фото взяла тут


 К деревне с одной стороны примыкал лес, в котором было много ягод и грибов. Однажды мы с моими двоюродными братом и сестрой двойняшками нашли в том лесу старую землянку. Не знаю, кто ее мог построить... Явно не с военных лет, да и не было на нашей территории военных действий. Может быть лесники? Надо уточнить у дяди, он же долго работал в Новкинском лесничестве, должен знать.
В настоящее время в деревне проживает 46 человек, 21 постоянное хозяйство. 


Продолжение следует... К.

2 комментария:

  1. Сейчас там построили памятник, погибшим во время ВОВ

    ОтветитьУдалить
  2. Мои предки тоже жили в Шухурдино. Масленниковы. Последний из них Михаил Матвеевич, мой прадед, умер в 1937 году от сердечного приступа после того, как на их семью написал донос сосед. Мой дед и его брат с сестрой уже жили в разных городах.

    ОтветитьУдалить